Светлое Христово Воскресение 2013год05 Май 2013
5 мая 2013года, в Светлое Христово Воскресение в храме святой великомученицы Екатерины протоиерей Виктор Марточкин в сослужении Вячеслава Крыжина и Николая Новикова совершили Пасхальный крестный ход, Пасхальную заутреню и Божественную Литургию.
Самому происхождению слова мы обязаны древним евреям. Пасха (Пейсах) (проходить мимо) - величайший еврейский праздник, празднуемый в память чудесного избавления из египетского плена. Тогда евреи должны были особым образом приготовить ягненка (агнца) и совершить ритуальную трапезу.
Пасха праздновалась в 14-й день первого месяца Авив (Нисан) независимо от дня недели. Если этот 15-й день совпадал с субботой, то она называлась великой (Ин. 19.31). Пасхального агнца нужно было приготовить в 10-й день, заколоть в 14-й, есть печеным, оставшееся сжечь в ту же ночь (Исх. 12.3,6,9,10).
После того, как Христос претерпел страдания и воскрес, этот праздник стал Пасхой Господней.
Пасхальное богослужение начилось 4 мая около половины двенадцатого ночи с совершения перед плащаницей, располагающейся посреди храма, полунощницы с чтением особого канона. «Не рыдай Мене Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою, непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Во время пения Полунощницы священники отнесли Плащаницу в алтарь. Плащаницу возложили на престол, где она будет оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня.
Ровно в полночь при закрытых Царских вратах Священнослужители из закрытого алтаря начили петь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас, на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». После этого отодвинулась завеса и священнослужители снова запели эту же стихиру, но уже громким голосом. Когда песнопение пели в третий раз, алтарь открылся, священнослужители вышли из алтаря. Духовенство с крестом, Евангелием, иконами и хоругвями, в сопровождении молящихся с зажженными свечами в руках, под звон колоколов вышли из храма и начался крестный ход.
Во время крестного хода верующие – это не просто люди с зажженными свечами, это люди, принявшие на себя образ апостолов и жен-мироносец, проникнувшие сквозь завесу времен в тот момент человеческой истории, когда Пасха Господня совершилась самый первый раз. Крестный ход совершает тот путь, который проделали мироносицы ко Гробу Господню, чтобы совершить ритуальное погребальное помазание, но встретили весть о Воскресении.
Обойдя вокруг храма, крестный ход остановился перед закрытыми дверями храма, как бы у входа ко Гробу Господню. Трезвон прекратился.
Настоятель храма подобно ангелу, возвестившему святым женам-мироносицам о Воскресении Христовом, в месте со священнослужителями трижды пропели всерадостный тропарь Святой Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
В знак того, что в Пасхальную ночь осуществляется вся полнота церковной жизни, что Пасха Господня – праздник праздников, который объединяет в себе все смыслы всех церковных торжеств, отец Виктор, всякий раз появлялся из алтарных врат, облаченный в ризы разных цветов.
В конце заутрени священнослужители начали христосоваться.
Сразу после Заутрени была совершена Божественная литургия.
На Литургии в день Пасхи читается пасхальное зачало Евангелия от Иоанна (Ин. 1. 1-17). По традиции его можно читать на всех древних языках мира: древнегреческом, латыни, древнеанглийском и прочих. В нашем храме Святой Великомученицы Екатерины он был прочитан на древнегреческом языке.
В конце Божественной литургии прошло освящение артоса.
Артос – это квасной хлеб особого освящения, который освящается на пасхальном богослужении на нем изображен Крест Господень или Воскресение Христово. Всю неделю после Пасхи хлеб будет находится в храме перед алтарем. В субботу Светлой седмицы после богослужения его разрежут на части и раздадут больным прихожанам. Артос употребляется в особых случаях используется как антидор (досл. греч. «вместопричастие»), например, в болезни и немощи, и всегда со словами «Христос воскресе!». Его принято вкушать натощак.
После окончания праздничного богослужения, все прихожане под пасхальный колокольный звон пошли по домам разговляться освященными крашеными яйцами и куличами.